Топливный блок – один из важнейших компонентов шаттла, так как просто обеспечивает возможность его функционирования. Внешний топливный бак служит вместилищем для топлива, которое необходимо для работы трех основных ЖРД шаттла. Длина топливного блока – 46,9 метра, диаметр – 8,3 метра. Суха масса компонента – 30 000 килограмм, а масса топлива – до 700 000 килограмм. Весь топливный блок, за исключением всего нескольких специальных деталей, сделан из отштампованных панелей алюминиевого сплава, которые сварены между собой.
Топливный блок не является целостным элементом, а содержит два бака. Первый бак содержит жидкий кислород и выполнен в форме яйца. Второй – для жидкого водорода и сделан в форме цилиндра. Так как плотность жидкого кислорода намного выше, то кислородный бак с большей массой помещают выше с целью облегчения центровки шаттла. Кроме двух баков в топливном блоке есть и бочкообразный межбаковый отсек. Он представляет собой массивную оребренную конструкцию, которая приварена к нижнему днищу бака с жидким кислородом и к верхнему днищу водородного бака. Есть в межбаковом отсеке мощный коробчатый шпангоут, который несет передние узлы крепления двух твердотопливных ускорителей.
Через нижний узел крепления РДТТ проходят две магистрали питания, диаметр которых составляет 43 сантиметра. По ним кислород и водород попадают непосредственно в ЖРД шаттла. Топливный блок также служит гарантом конструктивной прочности всей системы. Непосредственно шаттл, как и сами ускорители, крепится к топливному блоку в двух точках. У ускорителей есть и дополнительные крепления. Во-первых, каждый ускоритель крепится шаровым шарнирным соединением вблизи своей вершины на уровне межбакового отсека. Во-вторых, есть три распорки, расположенные возле основания топливного блока. Верхнее крепление берет на себя тяговое усилие от ускорителей, а нижнее закрепляет ускоритель на месте.
Сам шаттл удерживается нижним узлом крепления и передним креплением типа сошки. Нижнее крепление – это коробчатая балка. Она удерживается на топливном блоке двумя двойными распорками вместе с двумя мощными пироболтами, при помощи которых днище корабля крепится в районе хвостовой части фюзеляжа. Верхний узел креплений необходим для удерживания носа шаттла в правильном положении во время нахождения на стартовом поле и во время подъема.

Эксперименты на шаттлах

Как летают ракеты?

27.06.2016

Ракетные двигатели, выбрасывающие языки пламени, выводят космические корабли на околоземную орбиту. Другие ракеты выводят корабли за пределы системы Солнца. Так или иначе, когда мы тут, на Земле, задумываемся о ракетах,...